Константин (Горянов) (1951), митрополит Петрозаводский и Карельский, кандидат медицинских наук (1981), кандидат богословия, профессор. Член Союза писателей России с 2012 года.
«Библейские основания Евхаристии»
«Неразрывно связанное с Воплощением Сына Божия, Голгофской Жертвой и Искуплением, Таинство Евхаристии было замыслено Богом прежде творения мира. «Не тленным серебром или золотом искуплены вы (…), но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» – говорит апостол Петр (1Петр.1:18-20)»
Иларион (Алфеев) (1966), митрополит Будапештский и Венгерский, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, доктор богословия, писатель, проповедник.
«История формирования Таинства Причастия»
«Особым, уникальным и судьбоносным событием в жизни учеников стала Тайная Вечеря, совершенная Христом накануне Своей крестной смерти. Именно эта пасхальная трапеза, на которой Христос преломил хлеб и разделил с учениками чашу вина, стала основой евхаристического богослужения в раннехристианской общине. А вокруг Евхаристии стала постепенно выстраиваться вся богослужебная жизнь Церкви»
Алексий Уминский (1960), протоиерей, писатель, публицист.
«Евхаристия в раннехристианской Церкви»
«Евхаристическая молитва включает и благодарение за творение мира, за спасительный Промысл о нем и за дарование Второго Страшного Пришествия и вечного Царства. То есть апостольское благодарение всегда соотносилось с вечностью, включая в себя как воспоминание о том, что уже произошло, так и свидетельство о том, что есть, и пророчество о том, чему надлежит свершиться»
Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987), российский специалист в области церковной истории, литургики, древнерусского церковно-певческого искусства, восточно-христианской гимнографии, литургист и музыковед, профессор Ленинградской духовной академии.
«Тайная Вечеря и Трапеза Господня»
«Чтобы представить себе ритуал Тайной вечери как иудейской пасхальной трапезы, нужно отказаться от наших привычных представлений о пасхальном столе с его красочно оформленными и вкусно приготовленными традиционными для великого праздника блюдами, с праздничными пожеланиями и приподнято-радостным житейским настроением. Не такой была иудейская пасха…»
Вячеслав Пономарев (1967), православный писатель, заместитель главного редактора по богослужебной и святоотеческой литературе в издательстве «Даниловский благовестник»
«История установления Таинства Причащения»
«Первое Таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками-апостолами. Корень Литургии – повторение этой вечери, о которой Христом было сказано: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22; 19). Составить представление о том, каким был первоначальный чин Литургии можно, рассмотрев обряды еврейской пасхальной вечери, так как внешне Тайная Вечеря была ей практически идентична»
Петр Юрьевич Малков (1971), кандидат богословия, заведующий кафедры теологии, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия.
«Прообразы Евхаристии в Ветхом Завете и Евхаристия в Новом Завете»
«Чаша вина, которую мы знаем по нашей Евхаристии и которая прелагается в Кровь Христову, Кровь Нового Завета, – это также очень древний и значимый ветхозаветный символ. Прежде всего, в Ветхом Завете чаша вина – это символ Спасения: помните Псалтирь: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:4)?»
Видео:
Лекции в Сретенской духовной семинарии: «Таинство Евхаристии. Часть 1 и часть 2»