Цитаты святых отцов и священнослужителей

Святитель Иоанн Златоуст:

«Не думай, что это хлеб, и не считай, что это вино… Нет, не рассуждай так. Христос не предал нам ничего чувственного, но все духовное, только – в чувственных вещах. Так и в крещении через чувственную вещь – воду – сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении… Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно, поскольку же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает Он тебе через чувственное»

 

Святитель Димитрий Ростовский:

«Бог тебе не враг, а врач – исцелить тебя, а не погубить хочет. Зачем же избегаешь Его Божественной Чаши? Лучше тебе, приняв духовное лечение, исцелиться, чем, избегая лечения, в большие греховные болезни впасть и погибнуть»

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«В каждой частице тела и в каждой капле крови я принимаю всецелого Христа. И вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько б их не было, до бесконечности»

 

Священномученик Аркадий Остальский:

«Здесь тайна, здесь вера. Верующий человек не боится тайн, потому что религия неизбежно предполагает тайны. Если бы не было тайн, то не было бы и веры, потому что мы верим в то, что превышает наше обычное естество, мы верим в то, что выше нашей естественной жизни, и что должно неизбежно быть для нас таинственным. И если вера наша, наша религия полна тайн, если, чем больше наша вера, тем больше этих тайн, то, конечно, особенная тайна присуща этому величайшему таинству христианской жизни, таинству Божественной Евхаристии»

 

Митрополит Владимир (Иким):

«Став с нами единым целым, Спаситель изнутри преображает нас, потому что с Ним мы умираем для греха и с Ним воскресаем для новой жизни – жизни с Богом. Вот почему преподобный Ефрем Сирин пишет: «Духовен Хлеб сей, как и Даятель его; духовных оживотворяет Он духовно»

 

Митрополит Иларион Алфеев:

«Здесь есть парадокс и тайна Евхаристии: мы причащаемся с чувством своей греховности и одновременно с радостью о том, что Бог к нам нисходит, очищает нас, освящает, дает духовные силы, несмотря на все наше недостоинство. Это дар и милость Божия, прежде всего»

 

Архимандрит Савва (Мажуко):

«А что такое Евхаристия? Трудно объяснить в двух словах, особенно человеку нецерковному. Даже для богослова это непростая задача. Но Господь принес нам этот дар, доступный каждому, – и ученому, и невежде, и богослову, и простецу – не можешь мыслью охватить эту тайну: просто смотри на икону Евхаристии, на чудо умножения хлебов, и не гордись, а смиренно подойди к потрясённым апостолам, трепетными руками раздающим народу хлеб, и приступи к этой тайне богообщения, впусти Христа в свою жизнь, в свою кровь, в свою плоть, в самые глубины твоей души и проси, чтобы её внутренние хранилища, темные и необозримые, озарились светом Его любви, чтобы Христос оживил тебя, напоил подлинной жизнью, потому что именно в этом и есть смысл Евхаристии – оживить мертвецов, напитать наши души и тела жизнью подлинной, Божественной.И это настоящая, очень личная и интимная встреча с Богом Живым. Не с идеей, не с учением или философской системой, не с таинственной нетварной энергией. Он Сам – Творец мира, выдумавший и меня и мою историю, встречается лично со мной в самых глубинах меня самого, в таких безднах моего существа, о которых я и сам не помышлял»

 

Игумен Петр (Мещеринов):

«Спасением христиане называют преодоление пропасти между человеком и Богом, возвращение человека к тому состоянию, для которого он был задуман – к вечному счастью, которое даёт только любовь, или, как ещё говорят – к вечной жизни. А поскольку Источник всякой жизни в мире – это наш Творец и больше никто, то спастись человек может, только приобщившись этому Источнику, соединившись с Ним. Вот что означает причащение – в этом Таинстве человек соединяется с Богом»