Иларион (Алфеев) (1966), митрополит Будапештский и Венгерский, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, доктор богословия, писатель, проповедник.
«Как часто следует причащаться?»
«Евхаристия и поныне сохраняет характер общественного богослужения, однако причастие превратилось в частное дело каждого православного христианина; присутствие на Евхаристии перестало предполагать непременное причащение»
Георгий (Юрий) Павлович Бреев (1937 — 2020), митрофорный протоиерей, духовник Западного викариатства и Московской городской епархии, кандидат богословия, публицист.
«О редком и частом причащении»
«Мы-то живем в миру, встали утром и крутимся: детей в школу отвести, на работу не опоздать, и пошло-поехало… Как себя сохранить, ну как? Не знаю. Только вижу, что я обновляюсь во время Причастия. Когда я служил и причащался два раза в неделю, то чувствовал, что у меня восстанавливается баланс внутреннего духовного состояния. Сейчас служу только воскресную литургию и в праздники и ощущаю, как мне не хватает еще одной литургии. Два-три раза в неделю причащусь – и то, что у меня было, снова приходит ко мне – ясность мысли, внутренняя сила. Священники по опыту знают, откуда все рождается»
Алексий Уминский (1960), священник Русской Православной Церкви, протоиерей, публицист.
«О частом Причащении. Можно ли причащаться без исповеди?»
«Люди разные: некоторые могут и хотят исповедоваться каждый раз, а для некоторых это является препятствием к исповеди, они не понимают, зачем им исповедовать несущественные вещи. Священники не исповедуются перед Причастием и причащаются на каждой Литургии. Превращать исповедь в форму снятия с себя ответственности за жизнь или в шлагбаум, пропуск к причастию – это значит уничижать таинство исповеди»
Петр (Мещеринов) (1966), игумен, настоятель церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Долматово, подворья Московского Данилова монастыря; катехизатор, миссионер, публицист, переводчик.
«О необходимости частого причащения мирян»
«Если человек решает сам, как часто он может приступать к причащению, в зависимости от того насколько он «достоин»/«недостоин», он ставит себя как бы мерой и Божественного Дара и своего собственного достоинства»
Сысоев Даниил Алексеевич (1974 — 2009), священник, миссионер, настоятель московского храма святого апостола Фомы на Кантемировской, писатель, кандидат богословия.
«Священное Писание о частом Причащении»
«Святые отцы о частом Причащении»
«В священном Писании ничего не сказано об ограничении по времени в допущении к святым Тайнам. Единственное ограничение касается не времени, а состоянии человеческого сердца…апостол Павел не сказал «причащайтесь реже», а предложил судить себя, а голодным есть дома. Таким образом, апологеты редкого причащения используют слово Божие как вешалку для развешивания собственных мыслей»
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«Как часто надо причащаться Святых Таин?»
«Без частого причащения невозможна духовная жизнь в миру. Ведь тело твое иссыхает и делается бессильным, когда ты не даешь ему пищи. И душа требует своей небесной пищи. Иначе и она иссохнет и обессилит»